ШИВА И ШАКТИ Шакти-таттва в действительности — противоположная сторона Шива-таттвы. Хотя о них можно говорить в отдельности, они — одно и то же. Шакти-таттва — это воля Шивы. Амба, Амбика, Гаури, Джнянамбика, Дурга, Кали, Раджешвари, Трипурасундари, все это — имена Шакти. Сама же Шакти — чистое, блаженное Сознание, Она — сама Природа, рожденная животворящей игрой Ее мысли. Культ Шакти — это осознание Бога, как Вселенской Матери. О Шакти говорят, как о Матери, потому что в этом аспекте Высшего Она рассматривается, как порождающая и питающая вселенную. Но Бог — не мужчина и не женщина. Его имена соответствуют тем телам, в которых Он проявляет Себя. Индуизм — единственная религия в мире, которая решительно подчеркивает материнский аспект Бога. В десятой мандале Ригведы находится гимн «Деви-сукта». Его поведала Вак (Речь), дочь мудреца Амбариши. В этом гимне Ригведы, обращенном к Божественной Матери, Вак говорит о своем постижении Бога, как Матери, наполняющей всю вселенную. В Бенгалии поклонение Матери является преобладающим. Имя Маа не сходит с уст любого бенгальца. Шива и Шакти едины в Своей сущности. В первых же строках «Рагхувамши», написанной Калидасой, сказано, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом, как слово и его смысл. Как жар неотделим от огня, так нераздельны Шакти и Шива. Господь Шива не может совершить ничего без Шакти. Это подчеркивает и Шри Шанкарачарья в первом стихе «Саундарья-лахари». Шакти подобна змее в движении, а Шива — неподвижной змее. Неподвижный океан — Шива, волнующийся — Шакти. Шива — трансцендентное Высшее Бытие. Проявленный, имманентный аспект Высшего есть Шакти. Шива лишен качеств. Он — нишкрия (недействующий). Шакти обладает качествами. Она творит. Шакти подобна веревке, сплетенной из нитей трех цветов. Мать Кали танцует на груди Шивы. У Нее есть ужасные облики, но в действительности Она не ужасна. Она всемилостива и мягка. Она носит гирлянду из черепов. Каково ее значение? Она носит головы Своих преданных. Как велика Ее любовь и привязанность к Ее преданным! Кали — Божественная Мать. Она — Шакти (Сила) Господа Шивы. Она — динамический аспект Шивы. Шива статичен. Господь Шива подобен трупу. Это значит, что Он абсолютно спокоен, недвижен, бездыханен, глаза Его вечно сомкнуты в самадхи. Он не действует и не изменяется. Его не затрагивает космическая игра, лила, вечно продолжающаяся: на Его груди. Он совершенно мертв для мира. Он — за пределами трех гун. В нем нет двойственности, множественности, относительности, различия между субъектом и объектом, разделения, различения, нет двандв, нет рага-двеши, нет ни добра, ни зла. Он вечно чистый, нир-липта (непривязанный). И тем не менее, Он — источник, субстрат, основа, первопричина вселенной. Он просто созерцает. Шакти же полна жизни. Она действует и создает. Просто в Его присутствии Шакти поддерживает лилу, игру во вселенную. Весь мир — лишь вибрация (спандана) в Нем. Он — обладает сверхсознанием и в то же время всеобъемлющим сознанием. Он заключает в Себе все имена и формы и в то же время Он превыше всех имен и форм. Это — великое чудо и высшее таинство, которое не может быть понято интеллектом в силу его ограниченности. Без Шивы Шакти не может существовать, но без Шакти Шива не может выразить Себя. Лишь благодаря Шакти безличное Высшее Бытие (Ниргуна-Брахман) становится личностным Бытием (Сагуна-Брахманом). Шива—это Душа Дурги (Кали). Дурга, Кали — едина с Шивой. Шива — Саччидананда. Дурга (Кали) — Саччиданандамайи. Шива и Шакти — одно, и ни один из Них не выше другого. Шакти — Чит, Чидрупини, Чинматра-рупини. Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание.